ПЕШХОЙ!
Пешхой,Пешх, Пе-шах, Пиеш. У Пешхой десять гор и на все десять гор только одно родовое село. Пешхойские горы отличаются тем что там больше лесов, пастбищ и мест для покоса, в отличии от прилегающих соседних гор. И во все времена, Пешхой делились с соседями лесом, пастбищами и местами для покоса. Соседи которые пользовались природными ресурсами Пешхойцев, делая заготовку для себя, например дрова или сено, оставляли одну треть на нужды Пешхойцев. Это считалось нормальным. К сожалению. все башни Пешхойцев разрушены до основания, то ли от войн, толи от чего еще, неизвестно. Пешхой делятся на две группы: горные и равнинные. Горные Пешхойцы занимали горы и землю между Нашхой, Т1ерлой, Мулкъой и вниз до Ч1адан-аре, а равнинные Пешхойцы, занимали землю от Ч1адан-аре между реками Мартан и Рошня до реки Сунжа. Но это не значит что Пешхойцы разделились, Мы братья по крови, просто Исторически сложилось что часть Пешхойцев много веков назад спустились на равнину, а другие семьи (включая мою) остались и жили в горах до выселения в 1944 году.
В начале 90-х, наша семья возродила древний аул предков и постороила жилища, с намерением восстановить поселение, но началась первая Чеченская война и нам пришлось свернуть наши планы по возрождению. Со временем жилища обветшали, а некоторые были сожжены
(возможно во время войны) и все пришло в упадок, а многие из нас разьехались по всему свету.
Но где бы мы ни были, мы помним о наследии отцов!
Википедия.
Пешхой граничило на западе с Нашха, на востоке с Мулкой, на юге с Терлой, на севере с занимало всю Гехинскую равнину (Гех-чо).
Пешха 1. (груз. пшавы) — ледников жители, чеч. шуой; 2. кабардинск. пшы — князь; 3. тюрко-вайнахское: баш, басчы, чеч. баьчча — главенствующие, верховодящие.
Я, в праведном гневе, хочу указать на всяких ТУПЫХ невежд, которые не зная истории, пытаются тупыми предположениями и вымыслами, домыслить пробелы своего незнания, вводя людей в заблуждение (в полне вероятно, что это делается умышленно и намеренно, чтобы умалить и обесценить чистоту и Величие Чеченскич тейпов)! Не стоило бы этим горе-историкам умничать и болтать о том о чем у них нет представления, тем самым вызывая раздражение у людей. Я говорю о тех, которые соотносят название тейпа ПЕШХОЙ с ''печеделателями'' или с ''производителями печей'' - это полнейшая чушь собачья! Я уважаю ремесло людей, которые делают печи, но к Пешхойцам это ремесло не имеет никакого отношения! Хочу заметить что слово ''ПЕШ'' не чеченское, а заимствованное из русского языка. Слово ''ПЕШ'' это исковерканное произношение русского слова ''ПЕЧЬ'', и только! Слово "ПЕШ" не является корнем названия «ПЕШХОЙ». Ни один Пешхо никогда не умел и не умеет делать печь. Да и небыло в старину никаких ПЕЧЕК, были очаги, и назывались они Товха. Какому ИДИОТУ пришло в голову соотнести слово ''ПЕШ'', которое появилось в хозяйственном обиходе в 19-20 веке, с древним названием тейпа «ПЕШХОЙ»??? Перестаньте нести эту ахинею, ТУПИЦЫ необразованные!!! Давайте я вам еще подскажу слова для фантазирования.. ПЕШЕХОД, ПЕШЕРА, ПЕШКА.. итд. (я сам был очевидцем того как один такой "словоблуд" сидя за столом в баре, делал открытие за открытием записывая весь этот бред на салфетке и сам себе верил и еще нам доказывал что корнем разных древних слов является то или иное слово, которое он только что разгадал и лицо у него при этом было красное, догадайтесь от чего!)
Я тоже могу пофантазировать.. «ПЕШХОЙ», возможно от слов «ПЕ» - стена и «ША» - лед, добавляем «Х», ПЕ-ША-Х и если дословно перевести, получается СТЕНА ИЗО ЛЬДА, «ПЕШХОЙ» - ЖИТЕЛИ ЛЕДЯНЫХ СТЕН, но тут и ежу понятно что имеется в виду ЖИТЕЛИ ЛЕДЯНЫХ ГОР или СКАЛ. Жители некоторых сел «ШАТОЙСКОГО» района так и называют нас - «ПЕШАХОЙ»!
Тут можно играть словами как угодно....
Если значение слова неизвестно, то не надо пытатся его куда-то всунуть или подогнать под какие-то дурацкие вымыслы! Да и не надо искать корень этого слова.. тут все очень просто - Пешхо это имя родоначальника - Пешхой это его потомки!
Хочу указать еще на одних ''знатоков'' которые говорят что «ПЕШХОЙ» и другие тейпы, якобы вышли из какого-то Аки-лам, который якобы является Родиной чеченцев... и переселились куда-то там... и они, якобы были какие-то лам-кристи..(спасибо и на том, а то еще написали бы про Гоблинов и Гномов) Братья, не читайте этот бред!!! Пешхой не переселялись не из какого Аки-лам.. и не являются потомками никаких лам-кристов и никаких Акойцев! Предок Пешхойцев пришел из «ШЕМА(это нынешнийДамаск) - точка отправления «А» и осел на - ПХЬЕРЕ-ТlЕ (место в нынешнем Нашахе) - точка прибытия «Б». На тот момент это были дикие горы и никто там не жил, никаких ламкристов, никаких акойцов, никаких Йети там не было. Семьи Пешхойцев могли зарождаться, а потом уходить или переселятся только из местечка «Пхьерет1е» в нынешнем Нашахе или позже из Пешхойских гор. Я приведу одну цитату из сборника басен этих пресловутых историков-баснописцев, дословно: -"Пешхой-Отар - на территории Новолакского р-на ДР, основан чеченцами-аренан-аккинцами, выходцами из общества Пешха(выходцы из Галан-чожа пешхой)."-
И у нас получается какой-то непонятный многоликий Монстр "ЧЕЧ-АКИ-ГАЛА-ПЕШХ".. )))))) Чё за бред? Я ничего не имею против других тейпов и сообществ, но при чем тут аре-акинцы-галанчож.. Если человек ПЕШХО то он ПЕШХО без всяких приставок, дополнений и окончаний! По вашей логике получается что я не ПЕШХО, а ЧЕЧЕНО-УРУС-МАРТАНО-УКРАИНО-ОДЕССИТ )))
И еще одна цитата из другой басни, дословно: - Из преданий о стране вайнахов Ломе Аккха:
«Первыми переселенцами из гор Аккхи-Лам из местности Нашиха в Ичкерию, а затем в долины Ярык-су и Акташ были», «части фамилий Парчхой (Пешкой)…»- Достали вы уже этими дебильными вымышленными сказками!!! Не надо примазываться к Пешхойцам! Пешхой не переселялись не из какого Акхи-Лам, а из места ПХЬЕРЕ-Т1Е в нынешнем Нашахе, и они назывались ПХЬАРЧХОЙ-ПЕШХОЙ - это потомки одного человека, они брали себе название или от РОДИТЕЛЯ ПЕШХО-ПЕШХОЙ или по названию ПЕРВОЙ РОДИНЫ и места ЗАРОЖДЕНИЯ ТЕЙПА "ПХЬА-АР" - ПХЬАРЧХОЙ, или и то и другое ПХЬАРЧХОЙ-ПЕШХОЙ!!! В истории Пешхойцев и в помине нет никакого АКИ-ЛАМ, это раз..(разве что имеется в виду акх-лам дикая гора(ы)? Тогда все становится на свои места. Акх лам - Дикая гора! С такой трактовкой я соглашусь, здесь есть логика! И к тому же, когда предок Пешхойцев пришел туда, это были дикие необитаемые горы)
Второе: они не могут говорить "из местности Нашиха" потому что это место позже, после переселения ПЕШХОЙЦЕВ на соседние горы ( в последствии названными ПЕШХОЙСКИМИ) стало называться НАШХА, и происходит от имени НАШХО родного брата ПЕШХО. ( хотя некоторые люди пишут Нашхойскую историю немного по другому и про родство с Пешхойцами и не упоминается, и факт что Пхьерет1и лежит в центре Нашхойских гор и что Пешхо и Нашхо были братьями, остается в стороне..)
Все выше приведенные и другие подобного рода "басни" - это бред и шизофренические фантазии псевдо-историков, которым за неимением своей собственной истории и незнания истории в целом, ничего не остается делать, кроме того чтобы ссылаясь на каких-то непонятных и стремных авторов-сказочников, сваливать все в кучу и притягивая всевозможные созвучные слова (придавая им невероятные формы, склоняя их как им угодно и переставляя буквы куда им нужно) придумывать из всего этого книжного мусора небылицы, проталкивая свои сомнительные тейпы или сообщества на пъедестал родоначальника чеченцев!
Да будет вам известно - ПЕШХОЙ самостоятельный и самодостаточный тейп который владеет десятью горами
( в отличии от других) и равниной между реками Мартан и Рошня до реки Сунжа, и не является выходцем из какого-то другого тейпа или сообщества, и говорит (ХIУ БАХ) на чистом древнем горском языке! Пешхой сильный и могущественный тейп и не входит ни в какой тукхум, ему не было и нет необходимости с кем-то заключать союзы, он сам мог и может постоять за себя и другим помочь(если надо)
Происхождение слова ''пеш'' (информация для чайников)
Лексические заимствования из русского языка, соотносимые с досоветском периодом, в основном принадлежат к следующим тематическим группам:
1. Военно-административная лексика: пийсар ‘писарь’; пуркалор / пуркурор ‘прокурор’, эпсар ‘офицер’, инарла ‘генерал’, пурстоп ‘пристав’, исправка ‘справка’ и т.д.
2. Торгово-экономическая лексика: чот ‘счет’, кийла ‘килограмм (кило)’, чептар ‘четверть фунта’, капек ‘копейка’, вуьршка ‘вершок’, копаста ‘капуста’, картуол ‘картофель’, памиодор ‘помидор’, бумзи ‘бумазея’ и т.д.
3. Терминология строительства и названия предметов быта: сторпал ‘стропило’, кухни ‘кухня’, сени ‘сени’, кибарчиг ‘кирпич’, пеш ‘печь’, яьшка ‘ящик’, иту ‘утюг’, куршка ‘кружка’, ведар ‘ведро’, пурже ‘пружина’, вилспет ‘велосипед’, тилпо ‘телефон’ и т.д.
Краткая история ''Пешхой'. Из рассказов моего отца и деда!
''ШЕМА - ШЕМИ"называли они место, откуда их предки пришли ( это место где нынешний Дамаск. Хочу внести ясность, нынешние Сирийцы нам не предки) Кто-то относит это название к Шумерам.. я не знаю.
Вобщем..в далекие времена, в каком тысячелетии это было неизвестно, они покинули "ШЕМА"
по каким то причинам, которые нам тоже неизвестны. То ли они были завоевателями, или они искали новое место для жизни. Есть еще версия что, когда-то было большое государство основанное Чеченцами и от постоянных сражений, они были вынуждены отступить в горы и там выживать и обороняться. Кто то это связывает с расселением после Ноевого потопа,
( а кто то говорит что Шам это наши горы и Ной высадился на Эльбрусе, я в этом вопросе доверяю исламским источникам, которые определили гору Аль-Джуди) но истину знает только Всевышний Аллах. Итак.. путь их был долгим. Они останавливались в разных местах, но долго не задерживались, так как искали благодатное место. В конце концов они достигли гор нынешнего Нашха и выбрали для своего лагеря место которое известно как Пхьере-т1е. Пхьерет1е - возможный корень - пхьа, пхье-аре-т1е, пхьа - поселение/место (если бы я был выдумшиком, то указал бы на связь с мифологическим героем Пхьарматом, но мы не будем уподобляться псевдоисторикам-фантастам и придумывать сказки) аре - поле/площадка , т1е - на/наверху и отсюда другое (старое) название Пешхойцев - ПХЬАРЧХОЙ). На утро, они обнаружили что на верхушке прислоненных к друг другу кучке копий, маленькая птичка свела гнездышко, они сочли это хорошим знаком и остались там жить. Мой отец показывал мне это место когда мы бывали на перевале между Нашхой и Пешхой. Если встать спиной к ПЕШХОЙ и смотреть в сторону НАШХОЙ поверх Х1ИЛА то на той стороне есть гора которая имеет своеобразное продолжение в виде такого ровного плато, которое выступает вперед лицом к нам и потом резко обрывается, это место и называл отец ''Пхьере-тIе''. Там зарождались и потом расселялись тейпы.
Предок Пешхойцев обосновался на этом возвышении.
Итак, у него были сыновья и одного из них звали ПЕШХО. Через время,
Пешхо обзавелся своим потомством и устроился на горах по соседству , в последствии названные ПЕШХОЙСКИМИ, а его потомки стали называться - ПЕШХОЙ!
Через какой-то отрезок времени, некоторые семьи ПЕШХОЙЦЕВ двинулись вниз по реке МАРТАН (река Мартан, берет начало в ПЕШХОЙСКИХ ГОРАХ), осваивать новые земли и образовали поселение которое сейчас называется УРУС-МАРТАН.
Другие семьи Пешхойцев включая и мою, жили на своей древней Родине в Пешхойских горах до выселения 23 февраля 1944 года. Теперь мы знаем что были и те кто перебрался в те места, где сейчас Ингушетия, Грузия, Дагестан и др.
Территория ПЕШХОЙЦЕВ была от ПЕШХОЙСКИХ гор до реки СУНЖА между реками МАРТАН и РОШНЯ.
Нашхойцам на заметку - территория Нашхойцев, от Нашхойских гор до реки Сунжа между реками Рошня и Гехи
Из книги - Топонимия Чечни. Ахмад Сулейманов
МИКРОТОПОНИМИЯ ПЕШХА
Цициган-гIала (Цициган гала) «Цицига (ж) башня» - на в. Пешха,
Арскхин-гIала (Арскхин-гала) «Арски башня» - на ю. стороне Пешха.
Ботин-гIала (Ботин-гала) «Боти башня» - на вост. окр. Пешха.
ГIара-гIала (Гара-гала) - вост. Пешха, на окр.
ГIазгирин-гIала (Газгирин-гала) «Гаг.гири жилая башня» - в черте аула.
Берен-дукъ (Берен-дук) «Верен хребет» - на ю. стороне Пешха.
ГIурукх-гIала (Гурук-гала) «Гурука башня» - в районе Берен-дукъ, на ю. Пешха.
Осхар-гIала (Осхар-гала) «Осхара башня» - на юге, в районе Берен-дукъ.
ГIараш-гIала (Гараш-гала) «Гараш башня» - в районе ЧIедана-ара, в местечке ГIойн-ара .
Хьераш яхча тIехьашка (Хераш яхча техашка) «Мельничных жернов добывают (где) за» - склон горы, граничит на ю. с обществом ТIерла.
ЖIаьга-лам (Жага гора) - граничит на ю.-з. с Нашха. Первая часть топонима, вероятно, обозначает «ЖIаьрга» - т. е. «крестовый», но в длительное время звук «р» мог утратиться. Если наши догадки близки к истине, то «ЖIаьга-лам» должен быть «ЖIаьрга-лам», т. е. «Крестовая гора».
Iондишкара лам (Ондишкара лам) «Ондишкара гора» - на ю.-з. граничит с обществом Мулкъа, 2327 м над ур. моря. Первая часть топонима не выяснена.
Семалта лам (Семалта лам) - «Семалта (где мог обитать) гора» -граничит с обществом Мулкъа на ю. (вые. 2248 м над ур. м.).
Шина бIов юккъие (Шина бов юкке) «Двух башен середина в» - гора граничит с обществом Нашха на ю.-з.
ЦIен Iавлах кашта (Цен авлах кашта) «Священная роща» -на з. Нашха.
ЙоьIан кхиерие (Ёан кхиерие) «Девушки камню к» - крестообразная надмогильная стела, по преданию, девушка, превратившаяся в каменное изваяние. Стела находится на территории «ЦIен Iавлах». На западной стороне Пешха.
КIайчу юххие (Кайчу юххие) - гора на с.-з. Пешха, в 2146 м над ур. м. граничит с Нашха. Название сложилось из «кIайчу», белый - прилагательного в косв. падеже и «юххие» - подошвы, вблизи, рядом.
Тукин жиелие «Туки (овечьему) кутану к» - гора на сев. стороне Пешхи. Пастбище.
Вармие лам «Вармие гора» - на с. стороне Пешха, в 1789 м. Пастбище. Этимология первой части не выяснена. Но «вар» может быть этнонимом давно исчезнувшего племени.
Паш-лам «Паш гора» - на с. стороне Пешха. Вероятно, от тюрк. «паш» - головной, вершина, исток, плоскогорье, «паш» (баш) -вершина, верхний, головной.
Бозуна кашта «Бозуна границе на» - склон горы граничит с речкой Марта и Борзой Шатоевского района (Шуъйта).
ДаIчIина (Даъчина) - гора на с.-в. Пешха. Этимология топонима не ясна. - Mне ясна этимология - это декъач 1ин это сухое место, там нет воды!
Луьта дукъа (Люта дука) «Стога хребту к» - на ю. стороне
Пешха, название дано по внешнему виду хребта, напоминающему стог сена.
Хорх тIехьашка (Хорх техашка) - склон горы на з. стороне. Этимология первой части связана с «хуор/хур» - солнце, заимствованное с др.-иранского. Вероятно, культовое место.
Осхура- хребет на з. стороне. Пастбище, сенокос. Сохранились разв. жилых и боевых башен. Сопоставимо с Асхор Сев. Осетии.
Осхура бIавнашка (Осхуран бавнашка) «Осхура башням к» -на хребте «Осхуран дукъ» на з. стороне Пешха.
Лемие тIехьашкара лам (Лемие техашкара лам). «Гора, что находится за горой» - расположена на ю. стороне Пешха.
Хьостие ара (Хостие ара) «Источника поляне к» - древнее поселение на ю. стороне (окр.) Пешха, сохранились следы боевых и жилых башен.
ЧIадана ара (Чадана ара) - разв. аула и довольно большая территория под таким же названием. Топоним, вероятно, восходит к «ЧIеда» - древневайнахское «рот»/«челюсть» - отсюда и «чIада» деревянная ложка. Место расположено на сев. стороне общества Пешха.
Вармие ирзие «Варми лесная поляна» - разв. хутора и довольно большая территория на в. стороне Пешха. Первая часть топонима остается невыясненной.
ЛаьIдин-лам (Ляъдин лам) «(?) гора», граничит с территорией Хьорсана (Шуьйта). Первая часть топонима «ЛаьIдин» - не выяснена.
Дуозанан корта (Дуозанан корта) «Пограничная вершина» -ю. вершина Мовсара-корта.
Шаьлга чоь (Шялга чё) - Впадина со склонами на в. стороне Пешха. Здесь находили деревья с дуплами, из которых делали тару для хранения зерна, муки, кроме того - водозаборники для одно-жерновой горской мельницы. Выпускали воду к лопастям внизу столько, сколько ее поступало из канала, т. е. всегда поддерживали уровень воды в водозаборнике.
Мовсара корта (Мовсара корта) «Мовсара вершина» - на ю. Пешха.
КерлагIашка (Керлагашка) - пашни на в. стороне Пешха. Может быть один из вариантов «КарлагIашка».
ЦIаьн Iавлах бассуо (Цян авлах бассуо) - то же, что и «ЦIен Iавлах кашта». Священная роща Щая.
ЦIен Iавлах (Цен авлах). См. «ЦIен Iавлах кашта» - на з. стороне Пешха. Священная роща ЦIая.
Багага (Батата) - место на ю.-в. Пешха, на границе с Борзой. Этимология топонима не выяснена.
Хьевхьие (Хевхие) «Склону к» - местечко в районе Батата на ю.-в. Пешха. Граничит с Борзой. Произошло от «хьай» - склон, север, а «хьие» - указывает на направление к объекту.
Берие эхка (Берне эхка) - речка на с.-в. Пешха.
Берне дукъа (Берие дук) - Культовое место. На хребте, по всей вероятности, должно было находиться святилище. Отсюда: назваие аулов в обществе ТIерла, БархIа; рассматриваемый в данной статье «Верен дукъ» (Он же и Барие дукъ) и многие другие.
Хорх тIехьашкара хи (Хорх техашкара хи) «Хорх речкой за» -Хорх - др. перс, бог солнца; хорх - вайн. - гроздь винограда. На ю. Пешха.
Осхурара догIу хи (Осхурара догу хи) «Осхура из течет (вода) речка» - на ю. Пешха.
ЧIадана бассах догIу хи (Чадана бассах догу хи) «Чадан склона течет (что) речка» - на южной стороне Пешха.
Кераман Iинара хи (Кераман инара хи) «Керама ущелья из (вода) речка» - ю. стороне Пешха.
Къевдиш чуьра догIу хи (Кевдиш чюра догу хи) «Кевдиш из текущая (вода) речка» - на с.-в. Пешха. Первая чать гидронима, вероятно, связана с именем божества войны, страданий и греха «Къай», но «Къив» алан.-осетинск.-вайн. «Поминки с обильным угощением».
Ление боссара догIу хи (Ление боссара догу хи) «Ление склона текущая (вода) речка» - на ю. стороне Пешха.
Хьевхьие осхура юххиера догIу хи (Хевхие осхура юххиера догу хи) «С северного осхура - склона текущая (вода) речка» - на ю. стороне Пешха.
Берсел Iинара догIу хи (Берсел инара догу хи) «Барсел ущелья текущая (вода) речка» - на с.-в. Пешха.
Барсел дукъ (Барсел дук) «Барсел (?) хребет» - на с.-в. Пешха. Бар + сел - дукъ.
Тишуол дукъ (Тишуол дук) «Тишуола хребет» - В первой части подразумевается древнеязыческое божество «Тишуоли» -так наз. богиня деторождения. На с.-в. Пешха. От груз. Гвтисмшобели.
Тишуол Iинара догIу хи (Тишуол инара догу хи) «Тишуол ущелья текущая (вода) речка» - на с.-в. Пешха.
Тишуол Iин (Тишуол ин) «Тишуол ущелье». На с.-в. Пешха, здесь в период язычества находился храм-святилище, посвященный богине плодородия Тишуоли, куда горцы - жители общества Пешха - ходили на поклонение и жертвоприношение. Грузинское Богородица.
Багатара хи (Багатара хи) «Багатара (?) речка, вода» - на с.-в. Пешха.
ЧIиекъиечуьра догIу хи (Чиекиечюра догу хи) «Чекие текущая (вода) речка» - на с.-в. Пешха.
ЙоьIан кхийриера хи (Еан кхийриера хи) «Девичьего камня с текущая (вода) речка» - на з.
ГIуркх тIехъашкара хи (Гуркх техашкара хи) «Речка, что течет из местечка Пуркх» на з.
ГIуркх Iинара хи (Гурк инара хи) «Пуркх шест столб» - речка, текущая с ущелья (где) стоит столб, на з.
Бегин мехкан Iинара хи (Бегин мехкан инара хи) «Козла (дикого) ущелья из речки» - на з.
ГIаьнча гIаларчу Iинара хи (Гянча галарчу инара хи) «Гянча башни ущелья речка)» на з.
Сай Iинара хи (Сай инара хи) «С оленьего ущелья речка» -на з.
КхиерайтIа Iинара хи (Кхиерайта инара хи) «Кхиерайта ущелья (с) речка». - на з. окр. Пешха. Пещера. Первая часть гидронима связана с тем, что ущелье каменистое и об этом сказано: «кхиерайтIа» - каменистое.
Келжига Iинара догIу хи (Келжига инара догу хи) «Келжига ущелья речка» - на з. стороне Пешха.
БIаьрга Iинара хи (Бярга инара хи) «Орехового ущелья речка».- на з. стороне Пешха.
Кхар-ахк (Кхар-ахк) - речка на з. стороне Пешха. Первая часть топонима не выяснена.
Шелч-хитIа (Шелч-хита) «Холодной речке на» - в районе «ЦIен Iавлах» - на з.
ЧIишкал гIоьнтIа Iинара хи (Чишкала гента инара хи) -речка на з. стороне Пешха. «ЧIишкал склона ущелья речка». Примечание: все эти мелкие речушки соединяются с речкой Мартан, выше и ниже развалин аула Пешха.
Тукин жиелиера хи (Тукин жиелиера хи) «Тукин кутана речка» - на з.
Вармие ахк (Вармие ахк) «Вармие (урочище) речка» - на с.-з. Пешха. В районе ЧIедана-ара.
Вармие ирзуо (Вармие ирзуо) «Вармие (лесная) поляна» - В районе ЧIодана-ара, на с.-в. Пешха.
ГIойнарие (Гойнарие) - разв. на в. «ЧIодана-ара» - на с.-в. Пешха. Топоним сложился из двух компонентов: «гIой» - «воины» и «арие» - поляна. Древний стадион для военных и спортивных игр. Войск поляна, ристалище.
Туодаш ирзуо (Туодаш ирзуо) «Туодаш (лесная) поляна» - с. Пешха, в районе ЧIодана-ара.
Мовлатан-дукъ (Мовлатан дук) «Мовлата хребет» - В районе Вармие-ара на с. Пешха.
Огар-басса (Огар-басса) «Ковыля склону» - на с. Пешха, в районе Вармие-дам,
Бокаран Цухаш вийна чоь (Бокаран Цухаш вийна чё) «Бекара сын) Цухаш убит (где) лощина» - В районе ЛаьIдин-лам на с. Хьорсана, на в. Пешха, «Бокаран Цухаш» - герой эпических несен. («Бокаран Цухашан, Гумин илли»).
Iавда вийна чоь (Авда вийна че) «Авда убит (где) впадина» -яа в. Пешха.
Саьн бийра (Сян бийра) «Оленья балка» - в районе «ЦIен швлах», на з. Пешха.
Ков-кашта (Ков-кашта) «Ворот кладбище на» - на западе Пешха. Склеп с поминальной камерой.
Келжиге (Келжиге) - уроч. на склоне «Келжига басса», на ю.-з. Пешха.
Борзун-мерка (Борзун мерка) «Волчьи владения» - в районе «Келжига-басса», на ю.-з. Пешха.
Энжеран дукъа (Энжеран дука) - Вероятно, топоним возник из «эн» - ун - ревматизм, чума и др. болезни, «Ун» образ древнего языческого бога и «жIараш» - кресты.
ХьашкатIа (Хашката) - древний могильник на ю.-з. Пешха в районе «Келжиган босса». Топоним, вероятно, происходит от «Хьалхашка тIе».
Боча босса (Боча босса) «Боча склону к» - древний могильник, по преданию, оставшийся от Кейцев, проживавших здесь еще с незапамятных времен. В районе «Келжига босса», на ю.-з. Пешха.
Шина Iина юккъие (Шина ина юккие) «Двух ущелий середине к» - в районе «Келжига босса» - на ю.-з. Пешха.
КхиериетIа (Кхиериета) Каменистое место в районе «Келжига босса», на ю.-з. Пешха.
KIаг сиелие (Кат Сиелие) «Лощина Селы» -уроч. на ю.-з., где в период язычества стояло святилище, посвященное Сиелие - богу грома и молнии. По месту расположения этот памятник получил название «Шаг Сиелие».
Сай Iина (Сай ина) «Оленя ущелью к» - на ю.-з. Пешха в районе «Келжига босса».
Бегин мехкан дукъа (Бегин мехкан дука) «Козла (дикого) страны хребет» - на ю.-з. в районе «Келжига босса». Пастбища.
Кхезир-кIогу (Кхезир когу) «Смородины (?) лощина» на ю.-з. Пешха, в районе «Келжига босса». «Кхезир (ш)» - смородина.
Эрзуох (Эрзуох) - место на склоне «Келжига босса» - на ю.-з. Пешха. Топоним сложился из «эрз» - камыш.
Дехача кхашта (Дехачу кхашта) «Длинных пашнях на» - в районе «Келжига босса» - на ю.-з. Пешха.
Муьттух (Мюттух) - склон горы на ю.-з. Пешха. Вероятно, от «Муьта юх», «Муьйта» имеет любопытное совпадение с богиней молчания из мифологии Древней Греции «Мута». Ср.; МуьтIахь стаг - «покорный, послушный человек».
КIелхьарчу ден кертие (Келхарчу ден кертие) «Нижнего хозяина (?) ограде к» - на в. Пешха. Террасы, где раньше находились пашни.
ТIерачу ден кертие (Терачу ден кертие) - пашни на в. окр.
Тухашта корта (Тухашта корта) - вершина на границе с Жайнахой, где овцам давали соль. Об этом и напоминает данный топоним.
Барсал корта (Барсал корта) «Барсал (?) вершина» - Уроч.
Шаьл-корта (Шял-корта) - Шаьл-вершина. - на в. Пешха. В районе «Шаьл-чоь».
Исуб-ирзие (Исуба (лесная) поляна) - на в. Пешха.
Хьаьр-огIуние (Хяр огуне) «Мельнице склону к» - склон на в. Пешха.
Ида вийнач кIогу (Ида вийнач когу) «Ида убит (где) яма» -на в. Пешха.
Хьевхьара осхара (Хевхара осхара) - склон горы на в. Пешха. Вторая часть топонима не выяснена.
Берзан Iуьргие гIонтIа (Берзан уьргие гонта) «Волка логова склоне на» - На в. Пешха.
Къевдин чоь (Кевдин чё) - Впадина в районе «Къевдин-лам», на ю. Пешха. Вероятно, от Къувд - аланск. поминки, пикник.
Кенан къухан баьрчие (Кенан кухан бярчие) - склон горы в районе «Къевдин лам», на юге Пешха.
ЦIен Iавлехара хьех (Цен авлехара хех) - на з. Пешха. Древнее культовое место, действовавшее до закладки рядом со священной рощей «ЦIен Iавлах», «Цая священной рощи пещера».
Нах байина меттиг (Нах байина меттиг) - «Место, где людей расстреляли» - в дни насильственного выселения чеченцев в 1944 году советские солдаты расстреляли в пещере ЦIек Iавлах хьех 80 человек - детей, женщин и стариков.
Хасуо Iиена хьех (Хасуо иена хех) «Хасуо жил (???, пещера» -на з. Пешха.
Эрмалойн хьех (Эрмалойн хех) «Армянская пещера ??- на з.Пешха.
Зиенаш бойна хьех (Зиенаш бойна хех) «Зие били (где) пещера» - на с. Пешха. Зиенаш, возм., от ???????????.
Гу кIелхара хьех (Гу келхара хех) «Холм????? пещера» - на с. Пешха.
Цет лаьттина хьех (Цет ляттина хех) «Ц???????? пещера» на с. Пешха.
КIеза хьех (Кеза хех) «Щенка пещера» - на с. Пешха
КIелхьарача сомуй (Келхарача сомуй) «Нижне?????? на говоре пешхоевцев пещеру называют двояко: «??????????а с кратким гласным звуком в именит. падеже един. и много: ????? «сам», «самарш».
Цухаша мангал хьаькхна корта (Цухаша мангал хякхиз корта) «Вершина, где Цухаш косил сено» - Между ДаьШчиь?? и Пешха. Речь идет о герое эпических песен Цухаше, сыне Бокарг который вел освободительную борьбу против грузинских феодалов. Вершина на с. Пешха.
Кхиерие хьевхьа (Кхиерие хевха) «Каменистому склону к» -на з. Пешха.
ГIуркх цIогуне (Гуркх цогуне) - холм на ю. стороне Пешха, где, по всей вероятности, стоял храм-святилище, посвященное божеству Щу, и длинный шест, на котором вывешивали шкуру козленка с костями в период продолжительных дождей, наносящих ущерб пашням. «ГIуркх тIиехьашкара хи», - «ГIуркх цIогуне», «ГIуркх Iинара хи» - находятся недалеко от аула Пешха, в его окрестностях на ю.-з. Топоним можно объяснить таким образом: «ГIуркхан цIовн гу» или «ГIуркхан цIовн гуние».
Тен дана (Тен цана) «Тен покос» - на з. Пешха.
Биение дукъ (Биение дук) «Биение хребет» - на ю. стороне Пешха.
Iомие чу (Омие чу) «Озеро в». - на з. Пешха.
Туьйрие цана (Тюйрие цана) «Тюрие покос» - на з. стороне Пешха.
Гужах арие (Гужах арие) «Гужах поляна» - на з. Пешха.
Дехача дукъа (Дехача дука) «Длинному хребту к» - на з. Пешха.
Берснакъас хьаькхна дукъ (Берснакас хякхна дук) «Берснака (что) косил хребет». - на з. Пешха.
Эстара метта-матта кIога (Эстара метта-матта кога) «Эстара стоянки к» - на з. Пешха. Вероятно, Эстар - собственное имя.
КIаскIалхьа (Каскалха) «Лощина под каменистым склоном»,-«кIас» - так называют горцы острые камни. На з. Пешха.
ГIуркх (Гуркх) - уроч., где находился одноименный хутор на ю.-з. Пешха. «Шест».
Татар-кха (Татар-кха) «Татара пашня» - на з. окр. Пешха.
Исубан некъенан кхаш (Исубан некенан кхаш) «Исуба потомков пашни» - на з. Пешха.
БIов хьалхашкара кхаш (Бов халхашкара кхаш) «Башней перед (что) пашни» - на з. окр. Пешха.
Сен жIараш пентIа (Сен джараш пента) «Оленя крестов стене на». - На з. окр. Пешха. Здесь в период язычества стояло святилище, посвященное благородному оленю, но с приходом в горы христианства этот храм получил новое освящение и произошло как бы наслоение христианской религии на языческую. Здесь видно смешение религиозных понятий и верований христианства и язычества. Если в период язычества поклонялись оленьим и турьим рогам и их изображениям, то к этим примитивным понятиям прибавились еще и кресты.
Шерачу гIонтIи (Шерачу гонти) «Ровном склоне на» - на ю. Пешха.
Ехача агана (Ехача агана) «Длинной балке к» - на ю. Пешха.
Iумаран жа леттинчу ирзие (Умаран жа леттинчу ирзие) «Умара отара овец стояла (где) лесной поляне к» - на ю. Пешха.
ЧIиекъиечу (Чиекиечу) - впадина на ю. окр. Пешха, этимология топонима не выяснена.
Iалханан жа леттинчу ирзие (Алханан жа леттинчу ирзие) «Алхана (отара) овец стояла (где) лесной поляне к» - на юге Пешха.
Кхиера боллача босса (Кхиера боллача босса) «Утес стоит (где) склону» - на ю. Пешха.
КIиллиен буйние (Киллиен буйние) «Киллен шалашу к» - на ю. Пешха.
Олхузуран кхайтIа (Олхузуран кхайта) «Олхузура пашне на».
Ченлергие (Ченлергие) «Медвежьему уху к» - на ю. Пешха.
Молайн цIогуне (Молайн цогуне) - холм на ю. стороне Пешха. Вероятно, Мола - тюрк. могила, склеп, курганный могильник; цIогуние - в данном случае «на окраине».
БархI агана (Барх агана) «Восьми балкам к» - на ю. Пешха. Восемь параллельно идущих с з. на в. неглубоких лощин.
ЧIиш йохча коьрта (Чиш йохча кёрта) «Дранку делают (где) вершине к» - на ю. стороне Пешха.
ТIерача хьостие (Терача хостие) «Верхнему источнику к» -на ю. Пешха.
Буолат-кха (Буолат-кха) «Буолата пашня» - первая часть топонима связана с собственным именем.
Хъеран байтIа (Херан байта) «Мельницы лугу на» - на в. Пешха.
Хи духдолгие (Хи духдолгие) «Источнику к» - на в. Пешха.
Кхоьраш кIога (Кхераш кога) «Грушевой впадине к» - на в. Пешха.
Пхьагал ирзуо (Пхагал ирзуо) «Пхагала (лесная) поляна», -на в. Пешха.
ЗIуй даьхнача кIоган гIонтIа (Зуй дяхнача коган гонта) -на в. окр. Пешха. ЗIуй - колючки.
Яцеб корта (Яцеб корта) «? вершина» в 2 км 300 м к с.-в. от «Никара» - относится к владениям Нашха.
Кериман чоь (Кериман че) «Керима лощина» - на в. Пешха.
Къевдин лам (Кевдин лам) - гора на з. Пешха, в 2 км 300 м к в. от «Очакх» (2428,1 м над ур. м.). Относится к владениям общества Нашха. Къевд (Къувд) - аланск. - поминки, праздник, пикник,
Лена дукъ (Лена дук) - живописное место на ю. Пешха. «Лена хребет», «Лен» - вероятно, восходит к образу мифического героя- прекрасного юноши, олицетворяющего собой природу, гибнущую от жары. Смотрите мифологию Древней Греции.
Цитата из - История » Кавказская война: Чечня: особенности хозяйствования; миграция на равнину и перемены в экономике
Н. С. Иваненков, совершая свои поездки по горной Чечне, видел участки, на которых выращивалась кукуруза. О том, как они выглядели, свидетельствует его собственное описание: «При своих объездах, — сообщал он, — я часто видел загоны с кукурузою 12—16 вершков вышины, редкую, недорослую, с пустыми початками 1 — 1 1/2 вершка длины. В сел. Пешхой Газ Магомат Бециев имеет 40 загонов(Газ-Магомат Бециев, упомянутый Иваненковым, мой пра-прадед!)
Топонимический словарь. А. В. Твердый.
- Пешхойн лам – гора в Введенском районе республики Чечня; находится южнее селения Махкеты (см.выше). По преданию Пешхо-князь выиграл эту гору и дочь-красавицу у Садо-князя.
Юго-восточнее села Харсеной (Шатойский район, республика Чечня) находится гора Пешхойн-лам, - «гора пешхойцев».
- Пешхой-Отар – хутор в Новолакском районе республики Дагестан. Основан чеченцами, выходцами из общества Пешха, что и отразилось на названии хутора, - «хутор пешхойцев» (вайнах.).
- Пиеша – урочище в Урус-Мартановском районе Чечни; находится между селениями Гехи-Чу и Танги, на юго-западной окраине Урус-Мартана. Раньше в этом урочище находилось поселение, заложенное, видимо, выходцами из общества Пешха.
Хlара гlирс Википедийа чура бу.
Пешхой тайп тукхумашна юкъа догlуш доцу тайпа ду, кlоргера шовда санна цlена бух а болуш нохчийн тайп ду! Нохь (а.с) пайхlамара тlаьхьенах долу хlу йукъа а догlуш долу.
Пишите об истории своих тейпов, а то в последнее время стали появляться разные идиоты которые пишут выдуманные сказки, исходя из своего больного и тупого воображения! Они могут написать что ваш тейп произошел от индейцев из племени апачи.. они еще воруют историю у других тейпов и приписывают себе перекручивая факты и ссылаются на шизоидных историков. Уже в печенках сидят все эти Берже, Мровели и прочие нехристи... нам что нужно чужое свидетельство чтобы узнать свою историю???
У нас же есть своя прямая цепочка
передатчиков - Наши Предки!
У меня есть четкая краткая история переданная моим отцом, а ему его отцом и так далее.. и мне этого достаточно.